Дмитрий Фердман

Техническое задание (ТЗ) - документ, который позволяет заказчику рассказать о своих пожеланиях к чат-боту, а исполнителю - реализовать эти задачи.

Но что если ты не знаешь что вообще можно хотеть от бота? Как составить такое ТЗ, которое будет отвечать потребностям твоего бизнеса и будет понятно исполнителю? Об этом сегодняшняя статья.
  • Опиши продуктовую линейку своего проекта.
    На основании ответов разработчику чат-ботов будет понятно что в твоем проекте будет являться лид-магнитом (подарком), трипваером (пробной версией основного продукта) и флагманом (полноценным основным продуктом).

    Это позволит разработать воронку в чат-боте таким образом, чтобы клиента не нагружать сразу всеми предложениями, а последовательно знакомить его с проектом.

    Например, для детского центра:
    — Лид-магнит - бесплатное занятие
    — Трипвайер - пособие по занятиям дома с ребёнком
    — Флагман - абонемент на Х занятий
  • Опиши путь клиента до оказания услуги и после неё.
    Представь себя на месте клиента в своем же бизнесе. Распиши этапы твоего знакомства с компанией. Как бы тебе хотелось, чтобы тебя вовлекали в продажу услуг?

    Какие наводящие вопросы тебе могут помочь:
    — Как клиент узнаёт о твоем проекте? Какие рекламные каналы сейчас используются? Кто чаще всего покупает твою услугу?

    — Сколько времени требуется клиенту для принятия с момента когда узнал о твоем проекте до первого диалога? Влияет ли маркетинг твоего проекта на его решение? Если влияет, то как?

    — Ведётся ли какая-нибудь работа с теми клиентами, которые отказались от лид-магнита/трипваера/флагмана? Если ведётся - то какая? Если нет - то как её необходимо проводить?

    — Как происходит процесс оказания услуги? В какой момент проходит оплата? Где проходит оплата: в онлайне или вживую? Какие этапы обязательны для контроля, а какими можно пренебречь, чтоб не перегружать клиента?

    — Что происходит после того, как клиент получил услугу? Собираешь ли ты отзывы? Делаешь ли спец.предложения с дедлайнами по времени и/или количеству мест?
  • Отметь этапы из пункта 2, которые занимают больше всего времени
    Проблема в том, что в нише онлайн-образования не так много платформ для монетизации своих знаний. На ум приходит только GetCourse…. Но там абсолютно конские тарифы при увеличении клиентской базы.

    Бот может заносить ВСЮ информацию о ваших клиентах на базе бесплатного сервиса Google Docs и оповещать вас о значимых изменениях в карточке клиента. Какие продукты купил, сколько видео из курса посмотрел, какие ДЗ выполнил - ну чем не альтернатива?
Почему стоит заказывать составление ТЗ и разработку бота у меня?
  • Ты не заполняешь никаких анкет
    Многих раздражает письменное заполнение брифов и анкет на разработку бота. Поэтому, я предлагаю созвониться. На созвоне Я - заказчик, ТЫ - представитель своего проекта/товара/услуги.

    Ты рассказываешь о том какая воронка по работе с клиентами есть у тебя сейчас. Прям с самого начала и очень подробно по шагам: что происходит, если я обращаюсь к тебе как клиент? Как ты мне презентуешь свое решение? Куда я перевожу деньги? Из чего состоит услуга и.т.д

    После чего я подсказываю какие шаги можно передать боту и какой сценарий бота будет запускаться в каждом конкретном случае. Некоторые шаги показываю на примере уже реализованных ботов, чтобы было понимание как это работает у других ребят.

    Ты можешь вообще ничего не знать с технической точки зрения. Просто расскажи мне как сейчас твой бизнес привлекает заявки и я покажу зоны роста.
  • Ты получаешь ТЗ от нас для согласования в течение 2 дней.
    Ты получаешь подробный сценарий бота, описанный не словами, а текстом.
    Запись созвона я передаю помощнику и мы вместе превращаем её в сценарий работы бота. Максимально подробно расписываем что будет происходит с клиентом при первом обращении в бота.

    — Что случится, если клиент нажмёт на эту кнопку?
    — Какие кнопки будут в каждом блоке и на что они будут влиять?
    — Как бот будет прогревать к продаже услуги, если клиент сразу не купил её?
  • Ты понимаешь за что ты платишь
    После согласования ТЗ, в том же файле, я расписываю смету бота. В ней отражаю стоимость опций, которые согласованы по ТЗ. И даже если какие-то опции тебе сейчас не нужны, ты можешь от них отказаться, не нарушая структуры бота.

    Ведь при составлении ТЗ я учитываю разные сценарии работы бота.

    Например: в ТЗ может стоять функция уведомления администратора о записи на услугу. При этом, уведомления могут приходит по-разному. В первом случае уведомление приходит напрямую в диалог администратору бота в виде сообщения: "Пользователь N записался на услугу X в такое-то время".

    Однако, некоторым заказчикам было бы удобно, чтобы все регистрации на услугу хранились в гугл-табличке, в которой построчно бот заполняет данные. Имя, профиль в ТГ, название услуги, время и ссылка на диалог.
Насмотренность в нише создания чат-ботов
За 2023 год моя команда сделала 70+ ботов в разных нишах: косметология, инфобиз, языковые центры, медицина, коучинг, МАК-карты, доставка еды, продажа авторских туров и многое другое. У нас УЖЕ есть список готовых решений для твоего проекта. Именно эти решения, с учетом особенностей твоей воронки, мы описываем в ТЗ.

И каждый из этих ботов создан не просто как набор технически решений, а с учётом маркетинговых крючков и особенностей принятия решения клиентами в каждой конкретной нише

По-моему, шикарное и конкурентно-способное предложение :) Если оно тебе откликается и есть задача снизить нагрузку на менеджмент и продажи в твоем бизнесе в несколько раз - пиши
Запишитесь на бесплатную 15-минутную экспресс-консультацию.
Я проанализирую ваши процессы и подскажу, что именно можно делегировать боту для высвобождения дополнительных часов и увеличения продаж.
Made on
Tilda